Рекомендуем

Сцепление - общая информация и проверка состояния компонентов

Сцепление - общая информация и проверка состояния компонентов

Посредством сцепления обеспечивается плавная передача развиваемого двигателемкрутящего момента первичному валу коробки передач (и далее - к ведущим колесамавтомобиля).

На всех моделях, оборудованных РКПП, используется однодисковое сцепление сухоготипа с диафрагменной пружиной. Ступица ведомого (фрикционного) диска сцепленияоборудована продольными шлицами, входящими в зацепление со шлицами цапфы первичноговала коробки передач. Фрикционный и нажимной диски сцепления удерживаются в контактедруг с другом за счет усилия, развиваемого диафрагменной пружиной нажимного диска.

Привод выключения сцепления может быть осуществлен гидравлическим образом, либопосредством приводного троса.

В первом случае педаль сцепления посредством толкателя соединена с поршнем главногоцилиндра и при ее выжимании в тракте системы поднимается гидравлическое давление,результирующее воздействие которого по соединительным линиям через исполнительныйцилиндр прикладывается к наружному концу рычага выключения сцепления. При поворотерычага, пальцы его вала упираются в выжимной подшипник, который, в свою очередь,смещаясь, прижимается к лепесткам диафрагменной пружины нажимного диска в корзинесцепления. Выгибаясь, пружина прерывает контакт нажимного и ведомого дисков, освобождаяпоследний.

Во втором случае усилие, оказываемое на педаль сцепления, передается к вилке выключенияпосредством приводного троса.

При обслуживании сцепления, помимо замены компонентов, имеющих очевидные механическиеповреждения, необходимо произвести некоторые первичные проверки (предполагается,что коробка передач находится в исправном состоянии):

a) В первую очередь следует произвести оценку уровня жидкости в резервуаре главногогидравлического цилиндра сцепления (см. Главу Настройки и текущееобслуживание). В случае необходимости произведите соответствующую корректировку,добавив требуемое количество гидравлической жидкости, и внимательно осмотритесистему на наличие признаков утечек. При опустошении резервуара главного цилиндранеобходимо удалить из гидравлического тракта воздушные пробки, затем проверитьисправность функционирования сцепления;
b) Для оценки времени переключения сцепления запустите двигатель на нормальныеобороты холостого хода. Удостоверьтесь, что включена нейтральная передача и отпуститепедаль сцепления. Теперь выжмите педаль сцепления и, выждав несколько секунд,включите заднюю передачу. Переключение не должно приводить к возникновению скрежетаи других посторонних шумов, с высокой степенью вероятности указывающих на неисправностьведомого диска или сборки корзины сцепления;
c) Для проверки полноты выключения сцепления взведите стояночный тормоз и запуститедвигатель. Удерживая педаль сцепления на высоте около 13 мм над полом, попереключайтекоробку между первой и задней передачами. Наличие помех при переключении рычагаговорит о неисправности компонентов механизма выключения. Оцените величину ходатолкателя исполнительного цилиндра сцепления. При полностью выжатой педали толкательдолжен выдвигаться на заметную величину, в противном случае следует проверитьуровень гидравлической жидкости в главном цилиндре;
d) Произведите визуальную проверку состояния осевых втулок в верхней части педалисцепления. Удостоверьтесь в отсутствии признаков заклинивания и чрезмерного люфтаоси;
e) Забравшись под автомобиль, удостоверьтесь в прочности посадки рычага выключениясцепления на шаровом пальце сферической опоры.