Для Вас:

Тест

Системы охлаждения и отопления

Системы охлаждения и отопления

Общая информация

Система охлаждения двигателя

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающейпри избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлениемциркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блокедвигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный трактпоследнего (детали установки водяного насоса см. в Разделе Снятие и установка водяного насоса).Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, послечего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головкицилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных ивыпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускныхклапанов.

Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессеего разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остаетсязакрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапантермостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающиймаксимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышениеточки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотводачерез радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенногозначения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительногоклапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающейжидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мереостывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительногобачка (см. Главу Настройки и текущее обслуживание), которыйодновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемыйиз радиатора избыток жидкости.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получиланазвание замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потерирабочего тела.

Система отопления

Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятори теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панельюприборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системойохлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/кондиционеравоздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающаяжидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющемукожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатойзаслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемомсалона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемыйв салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.

Система кондиционирования воздуха

В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор,расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блокедвигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованныйредукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собойрефрижераторными линиями.

Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемыйчерез теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избытоктепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортногозначения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагентав системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждаетсяи поступает обратно в испаритель.