Для Вас:

Тест

Поиск причин отказов электрооборудования

Поиск причин отказов электрооборудования

Описанные ниже процедуры позволяют произвести общую диагностику состояния главных электрических контуров, однако не должны применяться для проверки легкоуязвимых электрических систем (таких как, например, ABS), в особенности, включающих в свой состав электронные модули управления (ECM).


Общие сведения

Типичный электрический контур состоит из потребителя электроэнергии (рабочегокомпонента), набора выключателей, реле, исполнительных электромоторов, предохранителей,плавких вставок/прерывателей цепи, имеющих отношение к работе данного компонента,а также соединительной электропроводки, ее контактных клемм и разъемов. С цельюоблегчения выполнения диагностических процедур в последнем Разделе настоящей Главыприведены схемы электрических соединений различных систем электрооборудованияавтомобиля.

Прежде чем приступать к поиску причин отказа вышедшего из строя потребителя электроэнергии,внимательно изучите соответствующую электрическую схему, постарайтесь как можнояснее представить себе принцип функционирования компонентов, входящих в составподозреваемого контура. Перечень возможных причин отказа может быть сведен к минимумупутем исключения из него исправно функционирующих компонентов, имеющих отношениек работе проверяемого контура. При одновременном нарушении функционирования сразунескольких компонентов, наиболее вероятной причиной отказа является выход из строяобщего для соответствующих цепей предохранителя/плавкой вставки, либо нарушениезаземления.

Чаще всего отказы электрооборудования объясняются простейшими причинами, такимикак повреждение коррозией, либо ослабление крепления клеммных соединений, выходиз строя предохранителя или плавкой вставки, отказ реле и т.п. Прежде чем приступатьк поиску внутренних дефектов собственно отказавшего компонента, внимательно проверьтесостояние всех имеющих отношение к его функционированию предохранителей, разъемови соединительных проводов.

Для определения перечня подлежащих проверке узлов и клеммных соединений, изучитесоответствующие схемы электрических соединений.
К числу диагностического оборудования, необходимого при поиске отказов электрооборудования,следует отнести универсальный измеритель цепи/вольтметр (для некоторых провероктакже подойдет 12-вольтная лампа с комплектом соединительных проводов), лампу-пробникс индивидуальным источником питания (иногда называемую также измерителем проводимости),омметр, источник питания с комплектом соединительных проводов, а также набор проводов-перемычек,оборудованных различного типа соединительными клеммами и, желательно, встроеннымпрерывателем цепи или предохранителем (для шунтирования подозрительных участковцепи или электрических компонентов). Прежде чем прибегать к использованию диагностическогооборудования внимательно изучите схему электрических соединений компонентов соответствующегоконтура (см. Раздел Единый замок с ETACS, модели Galant 1990 - 1993 г.г. вып.).

Для поиска причины носящего нестабильный характер отказа (нарушения такого родаобычно оказываются связанными с окислением контактных клемм, либо ослаблениемкрепления клеммных соединений электропроводки) может быть произведена простейшаяпроверка цепи, выполняемая путем подергивания различных участков электропроводкисоответствующего контура, в результате которого локализуется дефектный отрезокцепи. Данная проверка может производиться совместно с любой из перечисленных нижев соответствующих подразделах.

Кроме проблем, связанных с нарушением качества электрических соединений, к числунаиболее вероятных и часто происходящих отказов электрических контуров следуетотнести обрывы и короткие замыкания в цепи.

Обрыв цепи обычно вызывается механическим повреждением токопроводных жил или отсоединениемконтактных клемм, что приводит к размыканию электрического контура и прекращениюциркуляции в нем электрического тока. В результате обрыва цепи ее рабочий компонентперестает функционировать, однако соответствующие предохранители/плавкие вставкине выходят из строя.

Коротким замыканием называется непредусмотренное конструкцией цепи замыкание ееэлектропроводки. При этом ток начинает циркулировать по кратчайшему пути, обычноуходя на массу. Короткие замыкания чаще всего оказываются связанными с нарушениемцелостности изоляции электропроводки и в обязательном порядке приводят к выходуиз строя соответствующих предохранителей/плавких вставок.

Проверка наличия напряжения в цепи

Проверка наличия напряжения входит в число стандартных проверок в случае отказалюбого потребителя электроэнергии. Подсоедините один из проводов измерителя цепиили вольтметра к отрицательной клемме батареи, либо любой из надежно заземленныхточек на шасси/двигателе автомобиля. Второй провод прибора подсоедините к клеммномусоединению проверяемого контура, предпочтительно ближайшему к батарее или предохранителю.Подайте питание в контур. Не забывайте, что некоторые цепи запитываются тольков определенных положениях выключателя зажигания. Если напряжение имеет место (включаетсялампа измерителя, либо на индикаторе вольтметра фиксируется соответствующее показание),значит отрезок цепи между проверяемым клеммным соединением и батареей исправен.

Продолжайте проверку в том же духе, поочередно переходя от одного клеммного соединенияцепи к другому, двигаясь в направлении от батареи/предохранителя. Неисправныйучасток контура будет располагаться между точкой, на которой прибор не зарегистрируетналичия напряжения и предыдущим опробованным и исправным клеммным соединением.Чаще всего причиной отказа оказывается обрыв электропроводки, либо окисление/ослаблениекрепления клеммного соединения.

Поиск причин короткого замыкания

В первую очередь отсоедините потребитель(и) электроэнергии проверяемого контура(потребителями электроэнергии, или полезной нагрузкой контура, называются компоненты,на функционирование которых расходуется циркулирующий в цепи ток, такие как лампы,электромоторы, нагревательные элементы и т.п.). Извлеките предохранитель, защищающийпроверяемый контур, и подсоедините к его установочным клеммам лампу-пробник иливольтметр. Подайте электропитание в контур. Помните, что некоторые из контуровзапитываются лишь в определенных положениях выключателя зажигания. Если напряжениеимеет место на клеммах предохранителя, следовательно, в цепи произошло короткоезамыкание (подергайте электропроводку, так как короткое замыкание может быть вызванопротиранием ее изоляции и носить нестабильный характер). Если напряжение отсутствует,однако предохранитель после замены продолжает перегорать при подаче питания вцепь, значит, имеет место внутренний дефект потребителя(ей) электроэнергии, выключателяили изоляции электропроводки.
Поиск нарушений заземления

Отрицательная клемма батареи заземлена на “массу”, в качестве которой выступаетметалл силового агрегата, шасси и кузовных элементов автомобиля. Электрическиеконтуры большей части электрооборудования построены таким образом, что электропроводкаиспользуется лишь для подачи питания к потребителю от положительной клеммы батареи,возврат же тока в батарею осуществляется по металлу массы. Сказанное означает,что крепежные элементы потребителей электроэнергии формируют собой возвратнуючасть электрической цепи. Ввиду описанной ситуации, ослабление крепления или коррозияопорных элементов рабочего компонента цепи влечет за собой нарушение исправностифункционирования контура (от полного выхода последнего из строя до частичногоотказа различных участков цепи). В частности, в результате ослабления крепежаможет снизиться яркость свечения осветительных приборов (в особенности при наличииобщего заземления с другим контуром), либо скорость вращения электромотора (например,привода стеклоочистителей или вентилятора системы охлаждения). При этом отказодного контура может вызвать нарушение функционирования другого, внешне никакне связанного с вышедшим из строя. Обратите внимание, что на многих автомобиляхопределенные узлы соединены между собой специальными шинами заземления. Такогорода шины используются в тех случаях, когда отсутствует прямой контакт металлическихчастей блоков ввиду оборудования опор гибкими резиновыми втулками (как, например,в опорах крепления силового агрегата к шасси автомобиля).

Для проверки исправности заземления компонента отключите батарею и подсоединитеодин из проводов омметра к заведомо надежно заземленной точке автомобиля. Второйпровод измерителя подсоедините к точке заземления проверяемого компонента. Прибордолжен зафиксировать нулевое сопротивление, в противном случае следует проверитьисправность соединения (см. далее).

При наличии подозрений на нарушение качества клеммного соединения, разберите контактныйузел заземления и зачистите до чистого металла сопрягаемые поверхности клемм.Постарайтесь полностью удалить все следы коррозии и грязь, затем соскоблите ножомкраску, добиваясь однозначного контакта металлических поверхностей. При сборкеузла позаботьтесь о прочности затягивания крепежа. Между клеммами электропроводкии контактами массы, для гарантии качества электрического соединения, прокладывайтешайбы с насечкой. Во избежание развития коррозии в будущем покрывайте состыкованныеклеммные соединения бескислотным вазелином или силиконовой смазкой. Хорошими средствамиявляются также аэрозоль для герметизации компонентов системы зажигания и влагоотталкивающаясмазка.

Поиск обрывов цепи

Нестабильные отказы потребителей электроэнергии чаще всего оказываются связаннымис нарушением качества клеммных соединений за счет окисления или ослабления крепежа.Часто для приведения компонента в рабочее состояние, оказывается достаточно простоподергать соответствующий жгут электропроводки/электрический разъем. Наиболеепростым способом поиска обрыва цепи является проверка ее рабочих участков на наличиепроводимости. Отключите электропитание контура и воспользуйтесь оборудованнымавтономным источником питания измерителем. Подсоедините провода измерителя к обоимвыходам проверяемой цепи (клемме подачи питания и хорошо заземленной точке). Еслиприбор фиксирует наличие проводимости (нулевое сопротивление/срабатывание лампы-пробника),следовательно, проверяемый участок цепи исправен. В противном случае имеет местообрыв. Аналогичным же способом может быть проверена исправность функционированиявыключателей.