Рекомендуем

Автоматические трансмиссии (АТ)

Автоматические трансмиссии (АТ)

Общая информация и принцип функционирования

Конструкция АТ F3А21

1 — Преобразователь вращения
2 — Картер (купол) преобразователя
3 — Масляный насос
4 — Первичный вал
5 — Передняя муфта сцепления
6 — Тормоз включения режима kickdown
7 — Тормоз пониженных передач и реверса
8 — Задняя муфта сцепления
9 — Планетарная сборка

10 — Промежуточная шестерня раздаточной сборки
11 — Задняя крышка
12 — Ведущая шестерня раздаточной сборки
13 — Ведомая шестерня раздаточной сборки
14 — Картер трансмиссии
15 — Вал раздаточной сборки
16 — Управляющий регулятор
17 — Дифференциал


Конструкция АТ серии F4А20 (F4А22 и F4А23)

1 — Муфта сцепления преобразователя вращения
2 — Преобразователь вращения
3 — Картер (купол) преобразователя
4 — Масляный насос
5 — Передняя муфта сцепления
6 — Тормоз включения режима kickdown
7 — Задняя муфта сцепления
8 — Тормоз пониженных передач и реверса
9 — Планетарная сборка

10 — Промежуточная шестерня раздаточной сборки
11 — Задняя крышка
12 — Первичный вал
13 — Ведущая шестерня раздаточной сборки
14 — Торцевая муфта сцепления
15 — Ведомая шестерня раздаточной сборки
16 — Картер трансмиссии
17 — Вал раздаточной сборки
18 — Дифференциал


Схема функционирования планетарной коробки передач

1 — Водило повышающего планетарного ряда
2 — Сателлит повышающего планетарного ряда
3 — Эпицикл повышающего планетарного ряда
4 — Водило переднего планетарного ряда
5 — Сателлит переднего планетарного ряда
6 — Водило заднего планетарного ряда
7 — Сателлит заднего планетарного ряда

8 — Входной вал повышающего планетарного ряда
9 — Солнечная шестерня повышающего планетарного ряда
10 — Входной вал
11 — Эпицикл переднего планетарного ряда
12 — Солнечные шестерни переднего и заднего планетарных рядов
13 — Эпицикл заднего планетарного ряда
14 — Выходной вал


Схема функционирования планетарной раздаточной коробки

1 — Выходной вал коробки передач
2 — Эпицикл
3 — Ведущая звездочка

4 — Вал привода передних колес
5 — Вал привода задних колес
6 — Приводная цепь


Для комплектации рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей используются4-ступенчатые АТ серий F3А20 (F3А21) и F4А20 (F4А22, F4А23, F4А33 и F4А51). Всетрансмиссии оборудованы блокирующимся преобразователем вращения. Преобразовательобеспечивает прямое сцепление между двигателем и ведущими колесами автомобиля.Трансмиссии могут иметь электронное управление, - в этом случае бортовой процессорпроизводит переключение коробки на повышающую или понижающую передачу, основываясьна анализе информации, поступающей от трех электромагнитных блоков, установленныхна корпусе клапанной сборки.

Ввиду сложности конструкции АТ, отсутствия в свободной продаже сменных внутреннихкомпонентов, а также необходимости использования специального оборудования, составителинастоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальныйремонт трансмиссии собственными силами. В настоящей Главе рассмотрены лишь процедурыдиагностики общих отказов АТ, ее текущего обслуживания, основных регулировок,снятия и установки.

Иногда, в случае серьезной поломки, разумнее и проще заменить трансмиссию, чемтратить время и средства на восстановление вышедшей из строя сборки. Вне зависимостиот выбранного способа введения отказавшей АТ в действие, самостоятельное выполнениеее снятия и установки помогут в значительной степени сократить расходы (преждеудостоверьтесь, что трансмиссия действительно нуждается в восстановительном ремонте).

Буксировка автомобиля с отказавшей АТ должна производиться со скоростью не выше 50 км/ч (30 миль/ч) и на расстояние не более 80 км (50 миль)!


Конструкция и принцип функционирования

В общем случае автоматическая трансмиссия состоит из преобразователя вращения,раздаточной сборки и дифференциала. Трансмиссия F3А21 представляет собой 3-ступенчатуюАТ с механическим управлением. Серия F4А20 отличается 4-ступенчатой конструкциейи имеет электронное управление.

Внутреннее устройство трансмиссий обеих серий практически одинаково. Главное отличиезаключается в использовании повышающей 4-й передачи на сборках серии F4А20. Трансмиссиясостоит из 3-элементного преобразователя вращения с управляющим регулятором (серияF3А20), муфты сцепления преобразователя (серия F4А20), одной планетарной сборки,одной тормозной ленты и трех (серия F3А20) или четырех (серия F4А20) многодисковыхмуфт сцепления.

Планетарная сборка передач состоит из двух планетарных рядов. В состав раздаточнойкоробки входит планетарный ряд с фрикционными элементами управления (блокировочнаямуфта и тормоз). Работой всей трансмиссии управляет электронный блок. Переключениескоростных режимов производится при помощи установленного в салоне автомобиляселекторного рыча. Селектор посредством троса соединен с клапанной сборкой, ис его помощью можно задавать диапазон используемых передач. Помимо селектора всалоне для задания специальных режимов функционирования трансмиссии предусмотреноодин или несколько переключателей.

Для предотвращения поломок АТ при неправильном выборе скоростного диапазона, например,перемещение из “D” в “R” на рычаге селектора предусмотрен фиксатор, - “опасные”переключения могут быть осуществлены только при нажатой кнопке фиксатора. Применениефиксатора позволяет избежать ситуации, когда по неосторожности может быть включенодин из диапазонов движения и автомобиль начнет бесконтрольно двигаться. Рычагселектора может быть установлен в одно из шести фиксированных положений: “Р”,“R”, “D”, “N”, “2” и “L”, назначение каждого из которых рассмотрено ниже.

Положение “Р”

Выбирается при парковке автомобиля. В этом положении, в трансмиссии выключенывсе элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, - движение автомобиляневозможно. Переводить селектор в положение “Р” следует только после полной остановкитранспортного средства.

Перевод селектора в положение “Р” во время движения может привести к выходу трансмиссии из строя!


Положение “R”

Задний ход. Переводить селектор в позицию “R” можно только после полной остановкитранспортного средства.

Включение задней передачи во время движения автомобиля может привести к выходу трансмиссии из строя!


Положение “N”

Нейтральное положение. В коробке выключены все элементы управления, что обеспечиваетотсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизмблокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться.Не рекомендуется переключать трансмиссию в положение “N” при движении накатом.

Ни в коем случае не выключайте зажигание при движении под уклон!


Положение “D”

Основной режим движения. Обеспечивает автоматическое переключение с первой почетвертую передачу. Рекомендуется при движении в нормальных условиях.

Положение “3”

Разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движениипо холмистой дороге или в условиях частых остановок (напряженный городской цикл).

Положение “2”

14 Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать,например, по извилистым горным дорогам. Переключение на третью и четвертую передачизапрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.

Положение “L”

Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимальнореализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутыхспусках, подъемах и бездорожье.

Режим “OD” (трансмиссии серии F4А20)

Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощьюспециальной кнопки “OD”. Если кнопка находится в утопленном состоянии и рычагустановлен в положение “D”, то переключение на повышающую передачу разрешено.В противном случае включение четвертой (повышающей) передачи запрещено. Состояниесистемы управления в этом случае определяется по контрольной лампе “O/D OFF”.В случае разрешения повышающей передачи индикатор не горит, при запрете, - горит.Режим используется при движении с постоянной скоростью по прямым участкам автомагистрали.Следует избегать использования режима OD в городских условиях, особенно в зимнеевремя года, когда торможение двигателем приобретает жизненно важное значение.Не следует также включать режим повышающей передачи при полной загрузке автомобиля.

Специальные программы (если предусмотрены)

На автомобилях с АТ заложено два режима управления переключением передач: “экономичный”(NORMAL) и “спортивный” (POWER). Выбор осуществляется посредством специальногопереключателя, вмонтированного в центральную консоль автомобиля.

Экономичный режим (NORMAL)

В данном режиме имеет место минимальный расход горючего. Переключения передачпроисходят в серединах соответствующих диапазонов двигателя, характер движенияавтомобиля спокойный, плавный.

Спортивный режим (POWER)

При включении данного режима на панели приоров загорается контрольная лампа “ECTPOWER”. В данном режиме происходит максимальный отбор мощности двигателя, - переключениекоробки производится в верхней границе соответствующих диапазонов оборотов двигателя.Приемистость автомобиля в значительной степени возрастает, расход топлива, соответственно,увеличивается.

Планетарная коробка передач

В состав планетарной коробки передач входит три планетарных ряда, три блокировочныхмуфты, четыре тормоза и три муфты свободного хода.

Мощность от двигателя через гидротрансформатор передается на входной вал планетарнойкоробки передач.

Переключение передач осуществляется включением определенной комбинации тормозови муфт свободного хода, в результате чего изменяется частота вращения выходноговала.

Элементы планетарной коробки передач

Функциональная схема планетарной сборки автоматической коробки передач представленана иллюстрации.

Блокировочная муфта повышающего планетарного ряда (С0) соединяет и солнечное водилои солнечное колесо повышающего планетарного ряда.

Тормоз повышающего планетарного ряда (В0) останавливает солнечное колесо повышающегопланетарного ряда.

Муфта № 1 свободного хода (F1) при включенном тормозе второй передачи запрещаетвращение против часовой стрелки солнечных шестерен переднего и заднего планетарныхрядов.

Муфта переднего хода (С1) соединяет входной вал и эпицикл переднего планетарногоряда.

Тормоз второй передачи (В2) останавливает наружное кольцо муфты свободного хода№1, запрещая тем самым вращение солнечных шестерен переднего и заднего планетарныхрядов против часовой стрелки.

Тормоз 1-й передачи и заднего хода (В3) останавливает водило заднего планетарногоряда.

Муфта свободного хода №2 (F2) запрещает вращение водила заднего планетарного рядапротив часовой стрелки.

Муфта прямой передачи (С2) соединяет входной вал и солнечные шестерни переднегои заднего планетарных рядов.

Тормоз обеспечения режима торможения двигателем на второй передаче (В1) останавливаетвращение солнечных шестерен переднего и заднего планетарных рядов.

Муфта свободного хода повышающего планетарного ряда (F0) при запуске двигателясоединяет солнечную шестерню и водило повышающего планетарного ряда.

Планетарная раздаточная коробка

Схема функционирования планетарной раздаточной коробки представлена на иллюстрации.

Раздаточная коробка содержит один планетарный ряд, две блокировочные муфты и одинтормоз.

Элементы планетарной раздаточной коробки передач:

Муфта переднего хода (СЗ) соединяет выходной вал коробки передач с сателлитомпланетарного ряда раздаточной коробки передач.

Муфта прямой передачи (С4) соединяет вал привода задних колес и ведущую звездочкуцепной передачи привода передних колес.

Муфта повышающей передачи (В4) останавливает вращение эпицикла планетарного рядараздаточной коробки.

Устройство гидравлической части системы управления

Коробка передач

Гидравлическая часть системы управления состоит из масляного насоса, клапаннойсборки, электромагнитных клапанов, муфт и тормозов, а также каналов, соединяющихмежду собой перечисленные элементы. Создаваемое насосом давление рабочей жидкостииспользуется для управления фрикционными элементами трансмиссии, подпитки гидротрансформатораи смазки. В клапанной сборке установлены три электромагнитных клапана переключения.С их помощью электронный блок осуществляет управление переключением передач иблокировкой гидротрансформатора.

Раздаточная коробка

В состав гидравлической части системы управления раздаточной коробкой входят: клапанная коробка, электромагнитный клапан № 4, тормоз (В4), две блокировочные муфты (СЗ, С4), а также каналы, соединяющие между собой перечисленные элементы. Назначение коробки - управление планетарным рядом, которое может осуществляться либо вручную, либо автоматически электронным блоком.


Электрическая часть системы управления (трансмиссии серии F4А20)

Электрическая часть управляет переключением передач в коробке передач и раздаточнойкоробке, а также блокировочной муфтой гидротрансформатора. Она состоит из трехчастей: датчиков скорости движения автомобиля (VSS), датчика положения дроссельнойзаслонки (TPS) и прочих информационных датчиков, отслеживающих параметры состояниятрансмиссии и передающих данные электронному блоку управления; электронного блокауправления, который на основе анализа поступающих к нему данных определяет моментыпереключения в коробке передач и раздаточной коробке, а также управляет блокировочноймуфтой гидротрансформатора; и исполнительной части, состоящей из четырех электромагнитныхклапанов.