Рекомендуем

5-ступенчатая ручная коробка переключения передач (РКПП)

5-ступенчатая ручная коробка переключения передач (РКПП)

Общая информация

За счет энергии, выделяемой при сгорании в цилиндрах воздушно-топливной смесиколенчатый вал двигателя развивает крутящий момент, при этом частота его вращениялежит в пределах достаточно узкого диапазона. Большинство современных двигателейOHV-конструкции развивают свой максимальный крутящий момент при оборотах около2500 в минуту. При увеличении частоты вращения двигателя до 4500 об/мин величинаего крутящего момента снижается, что дальнейшее увеличение мощности уже не представляетсявозможным. Двигатели с верхним расположением распределительного вала (OHC) способныразвивать значительно больший крутящий момент, однако в значительно более узкомдиапазоне частот вращения.

Использование в трансмиссионной линии такого компонента, как коробка передач позволяетрегулировать взаимоотношение между оборотами двигателя и скоростью вращения ведущихколес автомобиля, обеспечивая достаточно высокую отдачу силового агрегата практическив любых условиях эксплуатации автомобиля.

Плавность передачи крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу ручнойкоробки переключения передач (РКПП) обеспечивает сборка сцепления, конструкцияи принцип действия которой разобраны в Главе Подвеска и рулевоеуправление настоящего Руководства. Последовательное переключение передач впроцессе изменения скорости движения автомобиля обеспечивается за счет использованияв коробке передач многоступенчатого редуктора. Передаточные отношения каждой изпяти ступеней РКПП обеспечивают максимальную эффективность передачи развиваемойдвигателем мощности ведущим колесам транспортного средства. Не переднеприводныхмоделях шестерни первичного вала коробки передач передают развиваемый двигателемкрутящий момент шестерням вторичного вала, который обычно располагается чуть нижеи в стороне от первичного. Шестерни обоих валов всех ступеней передних передачРКПП находятся в постоянном зацеплении, однако продолжают свободно проворачиватьсяна подшипниках до срабатывания сцепления и соответствующих синхронизаторов. Припереключении с одной передачи на другую в процессе движения происходит последовательноеосвобождение одних шестерен и блокировка на валу других. Блокировка и отпусканиешестерен осуществляется за счет срабатывания вращающихся между ними и валом иоборудованных стопорами муфт. В современных коробках передач обеспечена синхронизацияступеней переключения всех передних передач. Фрикционные элементы синхронизаторовобеспечивают плавность введения соответствующих шестерен в зацепление с валомс предварительным выравниванием оборотов зубчатых стопорных муфт.

Ввиду сложности конструкции РКПП, отсутствия в свободной продаже необходимых сменныхвнутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования,составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельновыполнять капитальный ремонт коробки передач. Ремонт коробки в условиях мастерскойавтосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, в виду чего, следуетрассмотреть альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым иливосстановленным. Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можнополучить на станциях техобслуживания компании Mitsubishi. Вне зависимости от выбранногоспособа устранения проблем (ремонт или замена), самостоятельный демонтаж коробкис автомобиля позволит существенно сократить материальные затраты.

Ввиду сказанного в данной Части Главы вниманию читателя предлагается лишь описаниепроцесса выполнения таких, лежащих в пределах квалификации среднестатистическогомеханика-любителя процедур, как общая регулировка привода переключения передачи снятия/установки сборки РКПП.